
Младшие группы: № 3
Педагоги группы

Особенности занятий в группе
Занятия в младшей группе сада для детей имеют массу особенностей. Связано это с тем, что возраст малышей особенный. Как проходит развивающий, воспитательный процесс с ребятами 3–4 лет. Перечислим все навыки, умения, которыми должны овладеть дети.
Особенности работы.
Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:
- в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
- процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
- именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
- считается, что развитие детей этой группы – самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
- именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными.
Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.
Какими навыками и умениями овладевают?
Малыши 3–4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:
- малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
- есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
- есть блюда последовательно;
- посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
- знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.
Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. Младшая группа детского сада должна уметь, знать следующее:
- быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др.;
- уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
- научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- уметь различать цвета;
- выполнять последовательные действия – собирать конструктор, кубики или пазлы;
- уметь ухаживать за декоративными цветами;
- взрослым помогать сервировать стол.
Требования к занятиям в младшей группе ДОУ
В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:
- длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
- занятия должны нести уже четко выраженные цели;
- особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
- проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
- посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
- начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
- в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.
Обучающая программа
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (3-4 года)
Культурно – гигиенические навыки:
- Формировать простейшие навыки поведения во время еды (умение правильно пользоваться ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом)
- Приучать следить за своим внешним видом, пользоваться расческой
- Формировать умение умываться (учить правильно пользоваться мылом, насухо вытираться, вешать полотенце на место)
Формирование навыков самообслуживания:
- Учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, вешать предметы одежды)
- Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых
Развитие трудовой деятельности:
- Формировать желание участвовать в пассивном труде
- Побуждать к самостоятельному выполнению поручений (убирать игрушки после игры, готовить материалы к занятиям)
- Приучать соблюдать порядок и чистоту
- Во второй половине года начинать формировать умения, необходимые при дежурстве по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, чашки)
Формирование первичных представлений о труде взрослых:
- Формировать положительное отношение к труду взрослых
- Рассказывать о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель)
- Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда
- Воспитывать уважение к людям различных профессий
- Побуждать оказывать помощь взрослым
Формирование представления безопасного поведения в природе:
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе
- Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать незнакомые растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных)
Формирование представления безопасного поведения на дорогах:
- Знакомить с правилами дорожного движения
- Учить различать проезжую часть дороги и тротуар
- Понимать значение сигналов светофора
- Формировать первичные представления о безопасном поведении на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого)
Формирование безопасности собственной жизнедеятельности:
- Знакомить с источниками опасности
- Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку)
- Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот)
- Формировать навыки поведения в играх с песком, водой снегом
Образовательная область «Речевое развитие» (3-4 года)
Формирование словаря:
- Расширять словарный запас детей.
- Формировать умение употреблять в речи названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
- Формировать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
- Обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
- Формировать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи:
- Формировать умение внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Грамматический строй речи:
- Формировать умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляют существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
- Формировать умение правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Связная речь:
- Развивать диалогическую форму речи и умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
- Побуждать использовать слова: «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
- Побуждать доброжелательно общаются друг с другом.
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Приобщение к художественной литературе:
- Формировать умение пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
- Формировать умение называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
- Формировать умение читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Образовательная область «Познавательное развитие» (3-4 года)
Формирование элементарных математических представлений:
- Совершенствовать умение группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
- Развивать умение составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- Формировать умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Формировать умение правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
- Формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- Способствовать пониманию смысла обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
- Формировать умение понимать смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Формирование целостной картины мира:
- Развивать умение называть знакомые предметы, объяснять их назначение, выделять и называть признаки (цвет, форма, материал).
- Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада.
- Формировать представления о своем городе.
- Формировать представления о некоторых растениях, животных и их детенышах.
- Формировать умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
- Побуждать проявлять бережное отношение к природе.
Конструктивно – модельная деятельность:
- Формировать умение называть и правильно использовать детали строительного материала. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально.
- Формировать умение изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (3-4 года)
Воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно слушать.
Обогащать личный опыт знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем.
Способствовать восприятию и пониманию текста, поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Развивать желание участвовать в играх эстетической направленности, рисовать, лепить самостоятельно и вместе с взрослым.
Формировать сенсорный опыт и развивать эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов.
Формировать умение внимательно рассматривать произведение народно-прикладного искусства.
Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым.
Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуашь, карандаши, пластилин, и пр.), развивать мелкую моторику.
Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками, активизировать слуховую восприимчивость.
Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности, координацию движений и мелкой моторики.
Формировать вокальные певческие умения, стимулировать умение импровизировать в детских играх и танцах.
Образовательная область «Физическое развитие» (3-4 года)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
- Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
- Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
- Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
- Дать представление о необходимости закаливания.
- Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
- Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Физическая культура:
- Продолжать развивать разнообразные виды движений.
- Формировать умение детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
- Приучать действовать совместно.
- Формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
- Формировать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.
- Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании.
- Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
- Обучать хвату за перекладину во время лазанья.
- Закреплять умение ползать.
- Совершенствовать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
- Формировать умение кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.
- Формировать умение детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.
- Формировать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.
- Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Подвижные игры:
- Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
- Организовывать игры с правилами.
- Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами.
- Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.
- Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
- Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника