
Средние группы: № 8
Педагоги группы

Особенности занятий в группе
Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.
Цели развивающих занятий разных видов в средней группе
Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития.
Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:
- формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
- обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
- воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.
Виды и задачи занятий по развитию в средней группе
Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:
- ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
- развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
- физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
- музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
- художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.
Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).
Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:
- навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
- внимания;
- эмоционально-волевой сферы;
- интеллекта;
- инициативности;
- нравственных качеств личности и патриотизма.
Особенности развития детей средней группы являются определяющим фактором при формулировании целей и задач занятий. Формирование созидательного отношения к миру, завершение освоения речи, интерес к групповым играм со сверстниками — всё это помогает педагогу составлять полезные и интересные занятия по разным направлениям образовательного процесса. А регулярный мониторинг развития дошкольников позволяет увидеть результаты методической работы воспитателя.
Обучающая программа
«Социально-коммуникативное развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
- воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
- воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
«Познавательное развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
«Речевое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
«Художественно-эстетическое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка;
- создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
«Физическое развитие»
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
- воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
- воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
- приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
- формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника